14 популярных фэнтезийных клише и что с ними делать

2 мин.


Фэнтезийные клише, как и любой другой тип литературных клише, представляют собой повторяющиеся изображения, темы или повороты, которые обычно используются в своём жанре.

При написании такого жанра как фэнтези, авторы часто чувствуют необходимость пересечь тонкую грань: включите слишком много клише, и читатели столкнутся с дежавю; не включайте ни одного клише, и вы рискуете потерять читателей, которые ожидают определённых тем в фэнтезийном романе.

Дело в том, что условные обозначения обычно возникают в историях, потому что большинство из них содержат некоторый элемент универсальной взаимосвязанности – и люди наслаждаются знакомым.

Поэтому балансируйте, познакомившись с некоторыми из самых популярных фэнтезийных клише и узнав, как предотвратить превращение ваших персонажей, сюжетов и миров в полное клише.

Клише в историях персонажей

По сути, все истории рассказывают о персонажах, которые представляют некоторые аспекты человеческой натуры – и фэнтези не является исключением. Многие романы в этом жанре содержат архетипы, что не обязательно плохо, если развитие ваших персонажей совпадает с сюжетом повествования и не опирается на клише.

1. Избранный

Персонаж, который в одиночку способен выполнить важную задачу; в обязанности которого входит разрешение основного конфликта сюжета. Персонаж, который часто будет спасать мир.

Пример: Гарри Поттер, которого буквально называют Избранным.

2. Тайный Наследник

Сирота оказывается давно потерянным наследником королевского трона. Часто этот персонаж воспитывается на ферме или в другой скромной обстановке, которая контрастирует с его истинным происхождением. Может быть, он потерял своих родителей, когда был ещё крохой, или же был отослан для обеспечения собственной безопасности. Возможно, он был «перепутан» при рождении из-за какого-то недоразумения. А, может быть, его мать провела летние каникулы с принцем.

Пример: «Конь и его мальчик» Льюиса Клайва Стейплза. Шаста – принц, похищенный во младенчестве, потому что он был предсказан как спаситель Орландии. Найденный и воспитанный рыбаком, он, в конце концов, раскрывает свою истинную личность.

3. Злой Владыка

Огонь и сера, тьма и негостеприимные земли… Злой Владыка обычно живёт в царстве, отражающем его злые намерения, в окружении своих миньонов и последователей. Злой Владыка также часто склонен к мировому господству. В отличие от антизлодеев, которые морально серы, Злой Владыка – это, конечно, чистое зло.

Пример: В «Спящей красавице» замок Малефисенты расположен на опасной и изрезанной вершине горы, смотрящей на землю тьмы. Она возглавляет армию миньонов и называет себя «Владыкой всего зла».

4. Герой поневоле

Главный герой движется по пути истории, частью которой он не хочет быть. Он стремится вернуться к нормальной жизни и продолжает свои поиски только из-за обязательств или необходимости. Думайте об этом как о разнице между Фродо (который хочет вернуться в Шир, но знает, что задача должна быть выполнена) и Конаном-варваром (который наслаждается ролью грубого героя). Часто герой поневоле также является избранным.

Пример: В городской фэнтези Нила Гэймана «Задверье» («Никогде») главный герой Ричард Мэйхью невольно втягивается в жизнь «Нижнего Лондона», секретный мир, расположенный под столицей. На протяжении всего романа он желает вернуться к своей старой жизни.

5. Счастливчик

Когда персонаж, который никогда не пытался выполнить какую-либо конкретную деятельность, внезапно становится чрезвычайно талантливым в конкретном умении. В других случаях он представлен в виде главного героя, который прошёл умеренную подготовку, побеждая злодея, который оттачивал свои силы годами, десятилетиями (или даже столетиями).

Эти внезапные навыки могут быть побочным продуктом «избранности» – эти навыки могут «течь в крови» или у главного героя может быть необъяснимый приток энергии и навыков, когда он оказывается в безвыходной ситуации, угрожающей жизни.

Пример: В «Скрытой угрозе» Энакин впервые летит на истребителе с достаточным контролем, чтобы взорвать огромный космический корабль.

6. Ментор

Обычно это пожилой персонаж, который готовит главного героя к конфликтам, преградам, испытаниям, с которыми он может столкнуться. Наставник часто уходит перед грандиозным кульминационным моментом, заставляя главного героя встать на ноги.

Пример: «Меч в камне» Теренса Хэнбери Уайта повествует о молодом мальчике по кличке Клоп (в действительность легендарном короле Артуре в будущем) и его наставнике и воспитателе – старом маге Мерлине.

Клише мироустройства

Хотя многие поджанры фэнтези будут иметь свои собственные клише, вот несколько примеров мироустройства, которые повсеместно можно встретить во многих поджанрах.

7. Мир, который никогда не прогрессирует

Когда роман (или серия) охватывает общество на протяжении веков, но этот мир, кажется, никогда не меняется и не прогрессирует. Это может быть столетие спустя, но, похоже, никаких социальных, технологических, политических или культурных изменений не произошло. Это довольно типично для фэнтези-романов, которые обычно разворачиваются в грандиозных эпических масштабах.

Пример: Действие «Игры Эндера» Орсона Скотта Карда разворачивается в неопределённое время в будущем. Продолжение «Голос тех, кого нет» происходит через 3000 лет после первого романа, но обстановка остаётся в основном неизменной. Предполагается, что время стало «относительным». Это всё благодаря замедлению времени, которое происходит во время путешествий со скоростью, превышающей скорость света, что позволяет людям, перемещающимся между мирами, проводить десятилетия в пути, не старея вообще.

8. Псевдоевропейская средневековая обстановка

Феодальная система, управляющая обществом, где часто встречаются таверны, а дуэль на мечах – это повседневное явление. Истории обычно не происходят в реальной Европе, но мире, который очень напоминает средневековую эпоху континента. Этот сет является основой фэнтези – он значительно укрепился в жанре «Властелином колец», но также восходит к европейскому фольклору и сказкам о короле Артуре.

Пример: Их так много! Классика – «Песнь льда и пламени», которая в основном повествует о Вестеросе – в значительной степени основанном на Европе эпохи Средневековья и Британии эпохи Возрождения. Этот тип сеттинга распространён в классической, эпической и тёмной фэнтези (поджанре, прославившемся благодаря «Песне льда и пламени»).

9. Мощный Артефакт

Это клише используется во всех типах жанра: объект великой силы должен быть спасён и не должен попасть в чужие руки (как правило, представленные силами зла). Объект обычно неодушевлён и получает силу от манипуляций тех, кто его использует. Объект не может быть по своей сути злым, но его сила может иметь эффект искушения и искажения даже самых благородных персонажей.

Пример: Моя Прелесть! Другой пример – медальон Аурина, данный Бастиану в «Бесконечной истории» – это не злой артефакт, но его способность исполнять желания временно превращает невинного Бастиана в жестокую и холодную версию его же самого.

10. Однородные виды

Все эльфы прекрасны и любят деревья, а все гномы одержимы золотом и живут под землёй, верно? Распределение целых рас на несколько общих черт типично для фэнтезийных романов. И если один персонаж из этой расы отличается, вы можете поспорить, что он является отбросом – и часто главным героем романа (или верным помощником). Другая общая черта этого клише заключается в том, что один вид по своей природе «хороший», а другой – «плохой».

Пример: Хоббиты = хорошо, люблю пиво и сельское хозяйство. Орки = плохо, люблю не принимать душ и разрушать природу.

Сюжетные клише

Сюжет – это цепочка событий, которые составляют вашу сюжетную арку. Многие фэнтезийные романы будут иметь одну, две или семь, или больше общих черт с другими романами, включая следующие:

11. Ожидание зла

Давным-давно злая сила побеждена в битве и заперта, чтобы больше не сеять хаос. Выждав время, злая сущность высвобождается с жаждой мести. Это зло может вырваться на свободу по собственному желанию, может быть освобождено заядлым сторонником (которого обычно затем удаляют – привет, Питер Петтигрю), или оно может быть выпущено случайно или по естественным причинам.

Пример: В «Дьюма-Ки» Стивена Кинга древняя сила зла Персе запечатана в бочонке с пресной водой и сброшена в колодец. Когда главный герой находит бочонок, он обнаруживает, что пресной воды в нём практически не осталось, и Персе сбежала.

12. «А вот и кавалерия!»

Всё потеряно. Злодей и его приспешники слишком сильны, и, несмотря на благородную борьбу, силы добра не могут победить. Герои просто не могут больше сдерживать оппозицию. Время ложиться и умирать. Но подожди! Ты слышал это? Оно становится всё громче. Это … это … это друзья героев, появляющиеся в самый последний момент, чтобы спасти день! Ура! Не всё потеряно!Ну, ты понял.

Пример: Фильмы «Властелин колец» являются самым лучшим примером. Пролог, где Исильдур побеждает Саурона как раз перед тем, как последний собирается победить Альянс. «Братство Кольца» заканчивается, когда Боромир спасает Пиппина и Мерри от смерти. В «Двух Крепостях», когда эльфы приходят на помощь во время битвы за Хельмову Падь. Как насчёт того, когда Гэндальф отбивает назгулов в «Возвращении Короля», ослепляя их силами своего белого посоха. И, наконец, кто может забыть тот самый момент, когда орлы спасают Фродо и Сэма от лавы после разрушения Кольца в конце серии.

13. Чёрно-белая тема морали

Битва между «добром» и «злом» является распространённой темой в фэнтези – и это неудивительно. Эта тема переходит в клише, когда черта между «добром» и «злом» воспринимается как чёрно-белая, без серой области. Хорошие парни – просто хорошие, а плохие парни – чистое зло – конец истории. Часто хорошим парням удаётся победить плохих парней, не убивая душу и даже не разрушая ни одного здания.

Пример: «Лев, колдунья и платяной шкаф». Аслан и те, кто рядом с ним, хорошие. Его враги и те, кто противостоит ему, плохие. У них нет искупительных черт, и главному чемпиону «плохой» стороны, Белой Колдунье, не дают предыстории, чтобы объяснить, почему она такая, какая она есть.

14. Квест

Герой – и обычно несколько второстепенных персонажей – отправляется в квест с определенной целью. Обычно цель состоит в том, чтобы спасти принцессу, победить злодея, уничтожить испорченный артефакт или найти кого-то. Цель квеста не так важна, как факт, что он скрывает. В то время как поиски очень похожи на «путешествие героя», между двумя структурами сюжета есть ключевые различия: в то время как первая связана с путешествием персонажа к достижению цели, последняя больше относится к внутреннему путешествию персонажа, чем к реальной цели.

Пример: Серия «Перси Джексон» следует за Перси и его друзьями-полубогами, сражающимися с мифологическими монстрами в их стремлении победить Кроноса, Короля титанов.


Как сделать свой собственный выбор классических фэнтезийных клише

Почти все фэнтезийные сериалы или романы содержат клише, но только лучшие придают им уникальный оттенок. Необходимо помнить о том, что одна из ценных вещей, которую может сделать роман – это удивить читателей. Вот несколько способов удержать читателей в напряжении, даже если твоя книга содержит всего одно или пару клише.

Разобрать клише

Ты можешь деконструировать общие клише, придерживаясь их традиций, чтобы обыграть более глубокие последствия этого соглашения и пролить свет на их реальные последствия.

Например. Да, Гарри Поттер – Избранный. Но, нетипично, Гарри становится Избранным только потому, что антагонист выбирает его. Далее в соглашении играют, когда Дамблдор предполагает, что пророчества верны настолько, насколько люди верят им, подразумевая, что единственная причина, по которой пророчество сбылось, заключается в том, что Волдеморт решил поверить в это и решил «пометить Гарри». Другими словами, с таким же успехом Гарри не мог быть Избранным: Волдеморт, ослеплённый своей ненавистью и жаждой власти, был создателем своей собственной кончины всё время, и представление об Избранном имело столько же сил, сколько Волдеморт дал ему.

Кроме того, на Гарри негативно влияет его титул. Он изолирован. Тот факт, что он не показывает поверхностные способности далеко за пределами своих сверстников, приводит к явному разочарованию. Вдобавок ко всему, ответственность, которая приходит с тем, чтобы быть Избранным, даёт ему репутацию высокомерного и безрассудного.

Совет по деконструкции: Постарайся вспомнить наиболее часто используемый элемент фэнтези, с которым ты когда-либо сталкивался. Теперь подумай, что бы на самом деле произошло, если бы это было правдой? Например, если бы существовали абсолютно однородные расы, реалистично ли думать, что никогда не будет инакомыслия или, возможно, гражданской войны? Не поддавайся ожиданиям.

У людей есть определённые ожидания, когда они сталкиваются с общими элементами фэнтези. Герой поневоле будет благородным и добрым, наставник будет пожилым и бородатым и так далее и тому подобное. Но ты можешь придать архетипическому персонажу дозу оригинальности, если это соответствует базовым стандартам данного клише, игнорируя при этом предполагаемые.

Например, Злые Владыки – чаще всего мужчины или идентифицирующие мужское начало – персонажи, окутанные тьмой. В «Хрониках Нарнии» Злой Владыка представлен Белой Колдуньей. В отличие от ожиданий этого обычного характера (и черно-белой морали), она – женщина, окутанная белым. Белый цвет символизирует вечную зиму, смерть и разложение. Все основные характеристики Злого Владыки отмечены галочкой, но они представлены необычным способом.

Совет: «Не поддавайся ожиданиям». Если хочешь играть в архетип, не забираясь на территорию клише, определи, какие элементы требуются клише, а какие просто ожидаются. Придумай свои особенности для последней категории.

Подорвать клише

Используй в своих интересах предполагаемые знания читателей об общем соглашении. Дай читателям ощущение, что разыгрывается известное клише, а затем расскажи, что на самом деле происходит что-то ещё.

Как упоминалось ранее, «Задверье» следует за Ричардом Мэйхью в его стремлении покинуть «Нижний Лондон» и вернуться домой. Обычно, когда путешествие героя завершено, и он возвращается к нормальной жизни, он рад этому. Он может в конечном итоге снова жаждать приключений, как Бильбо Бэггинс, но не сразу. Однако это не относится к Ричарду, который возвращается домой только для того, чтобы обнаружить, что его жизнь кажется пустой, а люди и вещи, о которых он раньше заботился, теперь для него мало что значат. Он отчаивается и жаждет вернуться в «Нижний Лондон».

Подсказка: Подумай о компонентах, которые подсказывают читателям тот факт, что клише разворачивается. Что они будут ожидать? Что может случиться вместо этого, чтобы удивить читателей и побудить их переоценить клише.

Осветить клише

Освети клише, признавая, что читатели знают, что элемент истории – это действительно клише. Обычно это делается, когда какой-то аспект истории настолько клише или невероятен, что рискует сломать желание читателя продолжить чтение. Ты также можешь сделать это, чтобы сообщить читателю, что ты прекрасно знаешь о клише и что это не просто плохое внимание к деталям. Это даст возможность убедить читателей в том, что хотя в сюжет трудно поверить, в реальности истории это не невозможно.

Например, роман Вальтера Мёрса «13½ жизней капитана по имени Синий Медведь» о приключениях разумного синего медведя на населённом фантастическими существами материке Замония. Главный герой спасён от смертельного острова, оказавшегося хищным растением, птеродактилем, который представился как Deus ex Machina – конфликт в клише внезапно разрешается и в реальности истории это становится не невозможным.

Совет: Ты когда-нибудь читал книгу или смотрел фильм, где совершенно невероятная сцена заставила тебя закатить глаза? Что мог бы сделать автор или режиссёр, чтобы сцена выглядела пассивно самосознательной, а не разрушающим мозг вздором?

Наконец, поставь свой собственный отпечаток в клише, определив его повествовательную цель. Ты просто используешь это, потому что видел это в тоннах других фэнтезийных романов? Что ж, тогда ты рискуешь использовать это совершенно прямо – что может сработать для твоей истории, – но это всё также будет клише и, возможно, не будет настолько запоминающимся для твоих читателей. Ты используешь клише, потому что это служит истории? Если это так, это, вероятно, означает, что ты добавляешь свои собственные особенности к клише – отличительные детали, которые удерживают твоих персонажей, миры и сюжеты от ощущения повторения.

Также помни, что то, как ты должен использовать определённое клише, будет зависеть от того, какое фэнтези ты пишешь. Поэтому, если ты сомневаешься, читай книги в своём поджанре, чтобы понять, как функционируют его клише.


Нравится? Поделитесь с друзьями!

4
4 балла
harukami

Новичок

0 Комментариев

Выберите формат
История
Универсальный инструмент для создания постов, сочетает в себе все форматы
Список
Пронумерованный классический список для топов и рейтингов
Изображение
Фото или GIF
Видео
Возможность встраивания Youtube, Вконтакте, Coub, Facebook и др.
Аудио
Встраивание Soundcloud, Mixcloud и др.
Викторина
Серия вопросов с правильными и неправильными ответами, которые созданы для проверки знаний