в

Лучшие научно-фантастические фильмы XXI века

Существует много свидетельств того, что в некотором смысле мы живём в золотой веке научно-фантастического кино, который наиболее подходит для эпохи, которая началась в 2001 году. Во-первых, фильмов этого жанра стали выпускать намного больше.Но что ещё более важно, было выпущено так много хороших (и даже великих) жанровых работ, что даже список призёров, размещённый в этой статье, представляет собой обзор лишь некоторых сильных работ. А это далеко не все грандиозные картины.

В этом списке также отсутствуют несколько довольно крупных блокбастеров, в частности «Аватар» и недавние фильмы «Звёздных войн». Это не значит, что они плохие. Просто это отдельная история ^_^ Также оставлены в стороне супергеройские фильмы: хотя многие из них используют научно-фантастические элементы, в настоящее время они действительно являются жанром для себя самих.

Научно-фантастический – это, прежде всего, жанр идей. И каждый из фильмов, отобранных ниже, предлагает что-то, что, возможно, расширяет границы разума и во многих случаях имеет отношение к миру, в котором мы сейчас живём . Это действительно то, что делает лучшая научная фантастика.


«Искусственный разум» (A.I. Artificial Intelligence) (2001)

На первый взгляд то, что гуманный, оптимистичный Стивен Спилберг взял на себя проект глубоко циничного Стэнли Кубрика (который сам попросил Спилберга руководить проектом) выглядит странно. Однако эта странность преобразовалась впоследствии в нечто совершенно иное. Оказалось, что это было первое из нескольких зрелых и мощных научно-фантастических произведений от Спилберга, который предсказал Пиноккио в рассказе Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето».

История о маленьком мальчике-роботе (фантастическая игра Хэйли Джоэла Осмента), который ищет любовь и смысл в последние дни человеческой цивилизации, глубоко меланхолична, технически превосходна и довольно волнующая.


«Донни Дарко» (Donnie Darko) (2001)

Культовый фаворит практически сразу же после релиза, часто непостижимый и вызывающий «Донни Дарко» рассказывает странную историю о главном персонаже (Джейк Джилленхол), подростке, которого мучают видения надвигающегося апокалипсиса и его роли в нём.

Дебютная особенность сценариста и режиссёра Ричарда Келли – это жуткая и сюрреалистическая работа, почти не поддающаяся классификации категория взросления, школьной комедии и метафизической научной фантастики. Так или иначе, всё это работает в совокупности с уверенным видением Келли и великолепной игрой молодого Джилленхола.


«Особое мнение» (Minority Report) (2002)

И снова Стивен Спилберг. На этот раз он создал научно-фантастический триллер по мотивам одноимённого рассказа Филипа Киндреда Дика. Том Круз играет Джона Андертона, агента элитного подразделения, которому поручено предотвращать убийства до того, как они совершатся, благодаря способностям мутантов, известных как Оракулы, которые могут видеть будущее. Но Андертон оказывается обвинённым в убийстве, которое ему ещё предстоит совершить, и он вынужден бежать.

В дополнение к тому, что фильм «Особое мнение» является захватывающим триллером погони, он создаёт тревожный и захватывающий мир ближайшего будущего, затрагивая темы детерминизма, вторжения правительства и проникновения средств массовой информации в нашу повседневную жизнь – это делает фильм таким же актуальным, как и прежде. Единственный недостаток: окончание, которое кажется логически неуместным в сопоставлении с остальной частью фильма.


«Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind) (2004)

Этот шедевр является прекрасным представителем «скрытых» научно-фантастических фильмов, в которых научно-фантастический элемент, хотя и имеет решающее значение, тонко интегрирован в контуры того, что кажется не жанровым повествованием.

Возможность стереть свои воспоминания с помощью научной процедуры обеспечивает основу для пронзительной, душераздирающей и глубокой истории о памяти, отношениях и любви.


«Руководство» (Primer) (2004)

Дебютный фильм Шейна Кэррута. В данном фильме Шейн Кэррут является режиссёром, продюсером, автором сценария, композитором и главным актёром! Несмотря на то, что фильм низкобюджетный (7 000 долларов, которые были главным образом потрачены на киноплёнку), он получился весьма достойным.

Это история о двух инженерах (Шейн Кэррут и Дэвид Салливан), которые открывают способ путешествовать во времени, скручивая ткань реальности, а также свои собственные жизни во всё более и более запутанные и дублирующие друг друга дубликаты. Несмотря на сложность понимая, фильм завоевал множество наград и получил культовый статус.


«Миссия «Серенити» (Serenity) (2005)

Самое замечательное в захватывающем «космическом вестерне» писателя и режиссёра Джосса Уидона заключается в том, что вам не нужно знать сериал («Светлячок»), из которого вышел фильм, чтобы ценить его и наслаждаться им.

Фирменная фишка Джосса Уидона – весьма прикольные и забавные диалоги, которые вносят в фильм изрядную толику юмора, вполне идущую ему на пользу. Несмотря на довольно-таки типовой сценарий, персонажи в фильмы очень характерные и живые.


«Война миров» (War of the Worlds) (2005)

Третий научно-фантастический фильм Спилберга XXI века оказался самым мрачным. Это современный пересказ исторического романа Г. Г. Уэллса. Спилберг сумел быть достаточно верным книге (включая визуализацию чужеродных штативов, близких к описанию их Уэллсом), в то же время используя его в качестве метафоры для страха и ужаса, охватившего страну после событий 11 сентября.

Бегущие люди, испаряющиеся на улице, горящий грохочущий поезд и кошмарная река, изобилующая трупами, – один из самых пугающих фильмов, которые Спилберг когда-либо создавал. И не вините его за внезапное окончание – это прямо из Уэллса.


«Дитя человеческое» (Children of Men) (2006)

«Дитя человеческое» по-прежнему считается одним из лучших фильмов 2000-х годов, не говоря уже об одной из лучших научно-фантастических работ. Режиссёр Альфонсо Куарон адаптирует одноимённую книгу Филлис Дороти Джеймс о медленном погружении человеческого общества в хаос – из-за полного прекращения рождения новых детей – в душераздирающем, захватывающем и глубоко эмоциональном стиле.

Главный герой Тео Фарон (Клайв Оуэн) – бывший политический активист, после смерти сына и развода с женой равнодушен к происходящему вокруг – должен вести молодую женщину с «секретом» через всю эту анархию, в последней попытке получить надежду на выживание.


«Фонтан» (The Fountain) (2006)

Подобно фильму «Дитя человеческое», «Фонтан» не был по достоинству воспринят широкой публикой после выхода в прокат и не был оценён критиками. Кинорежиссёр Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Чёрный лебедь», «Ной») рассказывает три разные истории – одну в прошлом, одну в настоящем и одну в далёком будущем – во всех историях в главных ролях Хью Джекман и Рэйчел Вайс.

Это медитации на любовь, смерть, метафизику, смысл существования и силу времени и памяти. «Фонтану» может не хватать ясности, чтобы обратиться к широкой аудитории, но если вы решите его загадку, вы откроете глубокий смысл, который он в себе содержит. Джекман и Вайс держат все три истории вместе. Визуально фильм – великолепное калейдоскопическое повествование. И не будем забывать о восхитительном музыкальном сопровождении Клинта Мэнселла.


«Пекло» (Sunshine) (2007)

Бедный, недооценённый фильм «Пекло». Третье сотрудничество между режиссёром Дэнни Бойлом и сценаристом-романистом Алексом Гарлендом – это чёткая, напряжённая, захватывающая космическая мелодрама, в которой группа учёных должна полететь к солнцу и установить ядерное устройство, которое поможет умирающей звезде возродиться. Только так можно спасти человечество.

Психологические последствия путешествия вскоре приводят к неприятностям. Киллиан Мёрфи и Крис Эванс возглавляют прочный актёрский состав, которому удаётся великолепно показать личность своих персонажей, а визуальные эффекты и чувство надвигающегося страха – на высшем уровне.

«Пекло» довольно много заимствует из таких фильмов как «Чужой», «Тёмная звезда» и «Бесшумный бег», но смешивает их в приятном и сногсшибательном новом миксе.


«Район №9» (District 9) (2009)

Дебютный фильм южноафриканского режиссёра Нила Бломкампа стал ошеломляющим сюрпризом, когда он появился буквально из ниоткуда и стал не просто кассовым хитом, но и лучшим фильмом в 2009 году на церемонии вручения премии «Оскар».

Фильм представляет собой захватывающую дух комбинацию взрывного действия, острых социальных комментариев, блестяще замаскированных в научной фантастике, и рассказа о морали, основанный на характере, в котором пришелец может быть более гуманным, чем человек.

Бездомные инопланетные беженцы – «креветки», – которые поселились в районе трущоб за пределами Йоханнесбурга, являются болезненной метафорой, которая по-прежнему актуальна и сегодня.


«Луна 2112» (Moon) (2009)

В том же году, когда Нил Бломкамп выпустил «Район №9», прибыл ещё один многообещающий жанровый талант – режиссёр Данкан Джонс, который создал столь же впечатляющий резонанс. Сэм Белл (актёр Сэм Рокуэлл) – астронавт-контрактник, заканчивает трёхлетнюю одиночную вахту на лунном горнодобывающем комплексе. Белл обнаруживает, что всё, во что он верит, на самом деле неправда.

Фильм отдаёт дань уважения великим научно-фантастическим историям конца 70-х годов, таким как «Чужой» и «Чужая земля», а сценарий Натана Паркера – оригинальный и трогательный взгляд на память, одиночество и то, что значит быть настоящим человеком. Луна остаётся в какой-то мере личным и чистым примером научно-фантастического кино.


«Дорога» (The Road) (2009)

Отличная адаптация режиссёра Джона Хиллкоута невероятно мрачной постапокалиптической книги Кормака Маккарти (скорее тонального стихотворения, чем романа) появилась на экране после того, как её задержали на год – компания Weinstein пыталась выяснить, как её продвигать. Но нет простого способа продать этот безжалостный, но в то же время чрезвычайно глубокий и трогательный фильм широкой аудитории.

Просто это слишком мрачное видение, даже если это история о безымянном мужчине и мальчике (Вигго Мортенсен и Коди Смит-Макфи), путешествующих в ужасное время конца, когда Америка сохраняет проблеск надежды на то, что искра человеческой порядочности не погаснет, несмотря ни на что. Но если вы готовы отправиться в путешествие, «Дорога» – это мучительный, глубоко затрагивающий опыт.


«Начало» (Inception) (2010)

Блестящее исследование Кристофера Нолана осознанных сновидений и шпионажа в подсознании. Его первый набег в оригинальную научную фантастику (на сегодняшний день он остаётся его единственным оригинальным авторским сочинением – Нолан работал над сценарием около 10 лет) является поистине ошеломляющим опытом. Доминик Кобб (Леонардо Ди Каприо) занимается промышленным шпионажем, используя технологию совместных сновидений. Кобб, возглавляя «экстракторов» снов, должен выполнить более сложную задачу: привить идею (известную как «начало») в чью-то голову.

Да, фильм очень экспозиционный, однако разные уровни сновидений поставлены ясно и креативно. Такие эпизоды, как драка Джозефа Гордона Левитта без гравитации с телохранителем во вращающемся холле отеля, – вот то, чему будут учить в киношколе многие годы. Помимо ослепительного экшена и быстро меняющихся острых ощущений, «Начало» – это фильм, наполненный идеями о природе реальности и загадках человеческого сознания.


«Монстры» (Monsters) (2010)

«Монстры» – потрясающий инди-дебют режиссёра / писателя / кинематографиста / дизайн-продюсера / создателя визуальных эффектов Гарета Эдвардса.

Фильм «Монстры» рассказывает поразительно пугающую историю с крупномасштабными последствиями, ловко держа действие переднего плана, что создаёт в некотором роде интимную угрожающую атмосферу. На Землю возвращается зонд NASA, посланный в дальние уголки Солнечной системы для поиска внеземной жизни. Его миссия была успешной, но по ошибке он падает на территорию центральной Мексики. Из обломков зонда выбираются странные существа и начинают уничтожать военных, гражданских и спасателей. Ощущение страха, трепета и аллегорические аспекты – торговые марки научно-фантастического кино.


«Заражение» (Contagion) (2011)

Произведение великого режиссёра Стивена Содерберга (его вторая научная-фантастическая работа в этом столетии после римейка «Солярис» в 2002 году). «Заражение» ужасает из-за почти клинического способа, которым Содерберг устраивает распространение неудержимого нового вируса по всему миру – инкубационный период заболевания очень короткий, а смертность и заразность слишком высоки, отследить его происхождение трудно. Вирус, против которого нет ни лечебных протоколов, ни вакцины.

История рассказана кратко и с полной ясностью. Актёрский состав не получил особого развития индивидуального характера, но создаёт незабываемые впечатления – врачи, учёные и другие профессионалы занимаются своими делами, потому что у них нет другого выбора. «Заражение» чертовски близко похоже на то, как на самом деле может выглядеть всемирная биологическая катастрофа, и это ужасно.


«Петля времени» (Looper) (2012)

Научно-фантастический фильм режиссёра Райана Джонсона о путешествии во времени. Джозеф Гордон-Левитт и Брюс Уиллис играют две версии одного и того же человека – ассасина для будущего преступного синдиката, чья работа заключается в том, чтобы избавиться от целей, отправленных ему в прошлое через запрещённую форму путешествия во времени. Но что происходит, когда целью является ты сам?

Джонсон берёт потенциально опасный парадокс рассказа истории и заставляет его работать, создавая две трагические фигуры в одной (старый и молодой Джо) и раскручивая историю, у которой есть не только разум, но и большое сердце.


«Связь» (Coherence) (2013)

Этот низкобюджетный ($50 000) фильм от писателя и режиссёра Джеймса Уорда Биркита – ещё один потрясающий современный пример независимого научно-фантастического кинопроизводства, в котором ограниченные ресурсы и интимная обстановка используются для изучения сногсшибательных и обширных идей. В этом случае восемь человек устраивают званый обед, когда комета пролетает над головой и отключается электричество. Вскоре становится очевидным, что комета разрушила ткань существования, и люди могут переходить между разными реальностями.

Хотя это происходит только в одном доме (в параллельных версиях), «Связь» создаёт жуткое ощущение большой, безразличной вселенной, в которой маленькие люди копят свои мелкие обиды и секреты и слишком охотно бросают свою нынешнюю жизнь под колёса в надежде найти лучший мир.


«Она» (Her) (2013)

Четвёртый полнометражный фильм Спайка Джонза, пожалуй, является его самым личным. В нём исследуются темы одиночества и человеческих отношений, которые пронизывают всю его предыдущую работу, но делают это в контексте жанра и делают их более всеобъемлющими, чем когда-либо. Хоакин Феникс играет Теодора Туомбли, депрессивного, изолированного, социально неуклюжего профессионального писателя личных писем, который влюбляется в операционную систему своего компьютера – искусственный интеллект, который он называет Самантой (озвученный Скарлетт Йоханссон).

Развитие их отношений формирует стержень аллегории Джонса о нашей всевозрастающей разобщённости и поглощении технологиями. Феникс как душераздирающий Теодор, и Йоханссон – никогда не известная своими прекрасными чтениями в других своих фильмах – потрясающая, как вечно развивающаяся Саманта.


«Планета обезьян: Революция» (Dawn of the Planet of the Apes) (2014)

Никто точно не знал, чего ожидать от «Восстания планеты обезьян» в 2011 году, но это оказалось одним из самых приятных сюрпризов того года: интеллектуальная история о происхождении, показывающая новаторское представление захвата движения от Энди Сёркиса в роли улучшенного шимпанзе Цезаря.

Фильм «Планета обезьян: Революция» не только реализовал потенциал, заложенный «Восстанием», но и превзошёл его, поскольку зарождающаяся цивилизация обезьян во главе с теперь уже зрелым Цезарем столкнулась с вопросом о том, может ли она существовать вместе с остатками чумы человеческого общества. Ответ, предоставленный режиссёром Мэттом Ривзом, был одновременно и пронзительным, и суровым, а фильм, в свою очередь захватывающим, волнующим и мрачным … и, возможно, самым полно реализованным фильмом об обезьянах со времён оригинала 1968 года.


«Грань будущего» (Edge of Tomorrow) (2014)

Основанный на ранобэ в жанре «боевая фантастика» японского писателя Хироси Сакурадзаки All You Need Is Kill, этот изящный боевик будущего рассказывает о том, что главный герой (Том Круз) застрял в бесконечной петле времени, умирая в битве с инопланетными захватчиками, а затем просыпаясь накануне, чтобы повторить всё заново.

«Грань будущего» может немного потеряться в своих собственных парадоксах к концу, но это всё ещё отличный фильм, которому удаётся выжать новую форму из изношенных клише путешествий во времени.


«Интерстеллар» (Interstellar) (2014)

«Интерстеллар» Кристофера Нолана – это микс астрофизики, остросюжетного фильма об окружающей среде и семейной мелодрамы. Фильм, снятый по сценарию самого Нолана (в соавторстве с его братом Джонатаном), колоссальный по своим масштабам и амбициям. Это, в конечном счёте, грандиозное и запоминающееся путешествие, и первый за долгое время фильм, который действительно преодолевает огромные расстояния, связанные с путешествиями в дальний космос.

Время человечества на Земле подошло к концу, команда исследователей берёт на себя самую важную миссию в истории человечества, путешествуя за пределами нашей галактики, чтобы узнать есть ли у человечества будущее среди звёзд.


«Из машины» (Ex Machina) (2015)

После написания нескольких блестящих сценариев для таких фильмов как «28 дней спустя» и «Судья Дредд», Алекс Гарленд дебютировал в режиссуре с этой оригинальной историей о программисте поисковой системы по имени Калеб (Донал Глисон), его затворническом, гениальном и высокомерном боссе Нейтане (Оскар Айзек) и соблазнительном андроиде (Алисия Викандер). Нейтан хочет, чтобы Калеб провёл эксперимент, основанный на тесте Тьюринга, с первым в мире искусственным интеллектом.

Фильм создаёт всё возрастающее чувство страха и паранойи, когда Нейтан морочит голову Калебу, а затем, когда андроид Ава начинает связываться с ними обоими. Сознание, сексуальность и уникальность – давно теоретизированный момент, когда искусственный интеллект сможет превзойти таковой у человечества – всё это вплетено в грамотный сценарий Гарленда, которым он руководит с уверенностью и воодушевлением.


«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road) (2015)

Фильмы Джорджа Миллера «Безумный Макс» – четвёртый фильм появился через 30 лет после выхода последней части оригинальной трилогии – всегда представляли собой смесь пиротехнического боевика и постапокалиптической притчи. И Миллер доводит оба аспекта до крайности в этой гипекинетической, ошеломляющей киноленте.

Том Харди – потрясающий Макс. Однако он почти вторичен на фоне Фуриосы (огненной Шарлиз Терон), праведной женщины, которая ведёт пять наложниц в побеге от полководца, который правит местным населением. Макс идёт по предсказуемому пути от одинокого корыстного героя до героя поневоле, но Миллер создаёт невероятный, захватывающий мир для него и женщин, одновременно устраивая одну последовательность действий «тур де сила» за другой.


«Марсианин» (The Martian) (2015)

Мы признаём это – большая часть научной фантастики этого столетия была довольно мрачной. Но можно ли обвинять её в этом, когда видишь, в каком состоянии находится мир? Вот почему «Марсиана» так приятно смотреть: это фильм (адаптация одноимённой книги Энди Уира) также оптимистичен в отношении науки и интеллектуализма, как и пиковые годы реальной космической программы.

Многострадальный астронавт Марк Уотни (Мэтт Дэймон) остался на Марсе совершенно один. Он должен выжить (количество еды ограничено) и как-то вернуться домой живым и здоровым. Фильм следит как за его борьбой за выживание, так и за планом спасения, что делает эту киноленту режиссёра Ридли Скотта лучшей за последние годы.

Актёрский состав в целом превосходен, фильм – праздник визуального великолепия. Преобладающее сообщение – хорошее напоминание, что наука может быть полезна для нас.


«Специальный полуночный выпуск» (Midnight Special) (2016)

Второе жанровое предложение писателя и режиссёра Джеффа Николса (известного также по блестящей апокалиптической повести 2011 года «Укрытие») – это гуманная и глубоко трогательная история родителей и детей, в которой фигурирует фантастическая игра Майкла Шэннона. Будучи отцом в бегах со своим одарённым сыном, Шэннон балансирует на грани изнеможения, гнева и бескорыстной отцовской любови, стараясь быть на шаг впереди сил, собирающихся отобрать у него сына.

В то время как многие элементы сюжета знакомы, фильм удивляет и сохраняет таинственность, ведомую идеями и персонажами. Только в конце, когда кульминация картины идёт более «привычным» путём, «Специальный полуночный выпуск» нерешительно запинается. Однако этот момент не смазывает саму историю, это всё ещё амбициозная работа, которая держит людей в центре повествования.


«Прибытие» (Arrival) (2016)

«Прибытие» – это самое близкое к тому, к чему мы пришли за долгое время в современной литературной фантастике. И это неудивительно, поскольку оно основано на рассказе одного из самых известных современных писателей-фантастов Теда Чана. Фильм включает в себя жёсткие концепции научной фантастики и исследует влияние этих концепций на человеческую расу, в значительной степени воплощая представление о том, что такое научная фантастика и как это определяется богатой письменной историей жанра.

Это не только настоящая фантастика. «Прибытие» – это захватывающая и эмоционально мощная история, в центре которой потрясающая, искренняя игра Эми Адамс. Фильм демонстрирует повествование, которое включает в себя как эпическое чувство пространства и времени, так и интимный портрет того, сколько человеческое сердце и ум способны вынести. Как бы ни были страшны некоторые аспекты этой истории, «Прибытие» в конечном итоге с оптимизмом смотрит на будущее человечества – ещё одну отличительную черту великого научно-фантастического кинопроизводства.


«Планета обезьян: Война» (War for the Planet of the Apes) (2017)

Режиссёр Мэтт Ривз дал достойное и трогательное продолжение эпического финала трилогии, сосредоточенной вокруг интеллектуального лидера обезьян Цезаря (снова замечательный талант Энди Сёркиса в захвате движения). Этот фильм был больше по масштабу и амбициям, так же, как и в оригинальных фильмах об обезьянах.

Повествование этой истории не выглядит таким напряжённым и целенаправленным, как в предыдущей части, во второй половине фильма можно встретить огрехи, однако, несмотря ни на что это всё-таки картина с глубоко эмоциональным финалом. Новые фильмы об обезьянах стали одной из самых удивительных историй успеха этого десятилетия, и нам будет интересно посмотреть, продолжатся ли они.


«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) (2017)

Возможно, самый спорный научно-фантастический фильм своего года, также был одним из самых дальновидных. «Бегущий по лезвию 2049» является продолжением фильма «Бегущий по лезвию» 1982 года – экранизации романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа К. Дика. Фильм представил антиутопическое будущее, блестяще реализованное в оригинале Ридли Скотта 1982 года, и добавил к нему новые слои образов и изобретений.

Даже при длительной продолжительности (165 минут) фильм имел ошеломляющий успех. Но была ли сюжетная линия равной оригиналу? Мы думаем, что именно здесь дебаты будут продолжаться годами.


«Аннигиляция» (Annihilation) (2018)

Режиссёр-сценарист Алекс Гарленд, блестяще продолживший в равной степени захватывающую серию «Из машины» 2015 года, создал научно-фантастическую картину по мотивам трилогии Southern Reach Джеффа Вандермеера. Это тревожный гибрид ужасов и научной фантастики. Это история про четырёх женщин-исследователей (во главе с Натали Портман и Дженнифер Джейсон Ли), у каждой из которых есть свои собственные планы, поскольку они исследуют таинственную инопланетную зону, вторгающуюся в американский прибрежный регион, из которого дюжина более ранних экспедиций не вернулась.

Никто не знает, откуда взялась Зона Икс — смертельно опасная территория, которая кишит аномальными явлениями. Там не бегают чудовища, оттуда не приносят трофеев, там не промышляют охотники за наживой. Сможет ли новая, двенадцатая по счёту экспедиция в Зону добиться того, что не удалось предшественникам и раскрыть тайны этого проклятого места? Гарленд мастерски меняет детали истории Вандермеера, сохраняя при этом её тон и значение.

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Добавить комментарий