1
1 отправка, 1 балл

Автор: Брокколи Кусок 

Оригинал статьи

Мы все хотим получать финансовые плюшки за свою работу. И при этом делать то, что нам нравится. А нам, художникам, нравится рисовать.

(но это не точно)

1+1=2 пока это просто

Сложно начинается позже. Например, когда ты приезжаешь чиллить на фестиваль или заходишь в онлайн-магазины агрегаторов типа No Kids Stickers, и слегка садишься на жеппу от двуличия многих коллег.Это такое маленькое предисловие и затравка, в чем лично я вижу двуличие — будет написано чуть ниже. (Нет, это статья не о Аримане, который привлек внимание многих некоторое время назад. Но его я тоже потрогаю с некоторых сторон в конце, не переживайте)

Зайдем издалека: авторское право

Вконтакте запустило Немезиду, алгоритм, который должен не только уменьшить количество неоригинального контента, тем самым избавляя нас от сотен дублей одной и той же информации в разных пабличках, но и вроде как защищать авторское право тех ребят, кто этот самый контент производит. Правила игры: не подписал автора — поймал жалобу — получил страйк. Получил несколько страйков — не можешь монетизировать рекламу. Вывод: берешь авторский контент, будь добр указать откуда ты его взял, или денюшки за рекламу перестанут капать.

Плюсик для творцов? Ну, в теории да. Как на практике получилось все знают.

Важно, что творческое сообщество действительно начало отстаивать свои права. У нас наконец есть возможность повлиять на монетизацию НАШЕГО творчества: получить с этого аудиторию либо вообще запретить использовать то, что мы делаем.

Мы не хотим, чтобы на нашем труде зарабатывали другие люди. Мы хотим зарабатывать на нем сами.

Ирония заключается в том, что многие художники делают примерно то же самое, просто в чуть более тонкой форме.

Подойдем ближе: фанарт

По сути, создание рисунка на основе полюбившегося произведения не является нарушением авторского права. Это наше выражение любви к персонажу, благодарности создателю и способ найти свою аудиторию среди тех, кому это произведение тоже нравится. Иногда фанарты помогают нам по-новому взглянуть на героев, мы можем создавать свои авторские вселенные и вносить новые детали, можем просто попытаться донести что-то особенное через воспроизведение знакомого всем персонажа, рассказать свою историю, отойти от канонов и поиграться с окружением с любой стороны. И все тут замечательно, котики зайчики и радуга.Но только замечательно оно ровно до тех пор, пока фанарт не начинает монетизироваться.

Потому я сейчас напишу одну простую истину, которая была в начале этой статьи и которую никто не может оспорить: нельзя зарабатывать на чужом творчестве.

Нельзя, даже если это творчество прошло через призму твоего стиля.

Фанарт-хорошо и фанарт-плохо

Да, фанарт является и способом выражения своего восхищения, и способом самовыражения и своеобразной коммуникации с другими художниками, с аудиторией. И все это полезно и несет в мир добро (кроме rule34, конечно же, но я не настаиваю). И до тех пор, пока фанарт художника является некоммерческим произведением, преследующим некоммерческие цели, — я считаю это хорошо.

Как только художник переходит грань — его поезд отправляется в ад.

Год назад я поставила себе цель: начать зарабатывать не только через фриланс, но и через производство собственной печатной продукции, наклеечек и сувенирки. Начала ездить по фестивалям, чтобы эти самые физические штуки нести в массы. У меня было откуда взять некоторый латентный опыт: несколько знакомых художников уже занимались всем этим достаточно долгое время. Я уточняла интересующие меня вопросы у них, чтобы узнать, как вообще поучаствовать на фестивале, на какую продукцию делать упор, что лучше идет аудитории: упрощенно-стилистическое или технически-сложное.

Люди вокруг меня собрались волшебные, у них почти нет фанарта, поэтому мой первый фестиваль стал для меня шоком: около 80-90% сувенирной продукции — это монетизация ЧУЖОГО творчества и труда. Да-да, приходите на любой фестиваль и вас ждут тонны открыточек с самыми разными фандомами, нескончаемое количество стикеров с широким выбором уже знакомых персонажей, значки, фанзины, плакаты и вообще все, что вы пожелаете!

И я сейчас веду речь не о фандомных магазинах с китайскими безделушками. А о аллеях авторов, где каждый первый стенд заполнен фанартом почти полностью. Аниме-фанарт, слеш-фанарт, хуманизации, кроссоверы с пенисами (извините, может я просто не прониклась), разнообразные иллюстрации «на тему», стикеры с мемами, значки с фразами — сотни разных штук на любой вкус.

Взглянуть на это глазами простого человека — все отлично: большой выбор, каждый найдет что-то для себя.

Но все эти художники паразитируют на том, что сделали другие люди. Сделали так хорошо, что эти вещи нашли отклик у широкой аудитории. И аудитория готова платить. И платит, но только чуть-чуть не туда.

Можно оправдываться той самой рукой рынка, мол если есть спрос, то вот вам и предложение. Мы же живем в капиталистическом обществе. Как говорится, кто как может — так и вертится. Давайте не будем осуждать творцов, зарабатывающих себе на хлеб с маслицем!

Да, конечно, это могло бы работать так. Но только вот по совести — это так не работает.Привет большим агрегаторам, которые готовы печатать фанарт на наклейках, футболках, кружках, делать деревянные значки, зажигалки и вообще все, что угодно, не заботясь о том, что кроме денег за свою работу они получают деньги за то, что им не принадлежит. За чужой интеллектуальный труд. Можно долго и абстрактно обсуждать, что люди, работающие там, нехорошие редиски, но эта статья не о философии. Эта статья о «малом бизнесе», который якобы никому не вредит этим.

Творческая импотенция?

Выше уже было написано, что мое творческое окружение не очень котирует фанарты. И уж тем более их не продает. Последние несколько лет я тоже плавно выхожу из фанарт-слоя: я рисую, но намного реже. Мне стало интереснее следить за теми, кто производит цепляющий ориджинал, поддерживать их творчество финансово. И самой производить оригинальный контент. У меня масса идей, мне интересно искать сюжеты для новых комиксов, рисовать по авторским вселенным (Zero-sum game, Combinate 2118, Memory Lane, Брокколи кусок). Я хочу нести свое творчество, опыт, мысли и идеи в массы. Мне уже не так интересно перерабатывать опыт и идеи других людей. И вроде именно так должен выглядеть путь любого творческого.

около 80-90% сувенирной продукции — это монетизация ЧУЖОГО творчества и труда

Поэтому почти полное отсутствие авторских вещей на масштабных фестивалях меня всегда пугает, расстраивает и вызывает некоторое недоумение. Я хожу между стендов и понимаю, что эти люди продают то, что хорошо покупается. Но получают деньги не только за свою работу, но и за работу других людей. Людей, которые не могут, чаще всего физически, потребовать с них ответа за подобные действия. У кого есть возможность отследить тысячи «маленьких художников», которые это делают?

Вот ребята и клепают то, что востребовано в масс-маркете. Ведь им все равно ничего не сделают.
У многих невероятная техника, отличная работа с цветом, деталями, композицией. Но эти люди практически творческие импотенты. Художники, продающие исключительно фанарты, «демпингуют» ценность творческого труда и прав на интеллектуальную собственность.

Все это напоминает фразу «А что такого? В интернете всё общее».

Мне грустно от этого. А вам?

Ремарка: я прекрасно понимаю, что заинтересовать публику не-фанарт-рисунками сложно, а кушать хочется уже сейчас. И, наверное, я бы намного спокойнее относилась к этому, будь соотношение фанарта и ориджинала хотя бы 20/80. Но пока каждый мой фестиваль становится испытанием на прочность: я не хочу относиться к коллегам плохо заранее, некоторые из них восхитительные люди, совершенно приятные в общении. Но это сложно, сидеть и абстрагироваться от того, что вот эти улыбающиеся милашки, которые яро стоят за свое авторское право, сами нарушают его и совсем не дуют в усь.

Пы.сы. То, что вы ждали: Ариман тоже нехороший человек потому что так же монетизирует чужое творчество. И хотя техника исполнения у него на уровне, ситуации это не исправляет. Человек выезжает на хайпе и ностальгии других людей.

Один раз я обменяла у него открытку из-за этой самой накатившей ностальгии и уже дома осознала, что я поддалась на то, на что поддаются все простые покупатели. Больше я так не делаю. И, возможно, мне даже слегка стыдно.

А может нет.


Нравится? Поделитесь с друзьями!

1
1 отправка, 1 балл
Admin

0 Комментариев

Выберите формат
История
Универсальный инструмент для создания постов, сочетает в себе все форматы
Список
Пронумерованный классический список для топов и рейтингов
Изображение
Фото или GIF
Видео
Возможность встраивания Youtube, Вконтакте, Coub, Facebook и др.
Аудио
Встраивание Soundcloud, Mixcloud и др.
Викторина
Серия вопросов с правильными и неправильными ответами, которые созданы для проверки знаний