в

Семь упражнений для развития персонажа

Даже самые быстро развивающиеся экшн-романы для того, чтобы заинтересовать читателя, нуждаются в убедительных персонажах. И, конечно, читатель никогда не «узнает» персонажа, если у автора нет глубокого понимания того, кто он и что им руководит в первую очередь.

Упражнения на развитие характера – это отличный способ лучше понять персонажа, которого ты создаёшь с помощью ручки и бумаги или же пальцев и клавиатуры (кому как привычней). Эти упражнения также помогают создать необходимую базу ресурсов, которую ты можешь использовать в процессе написания. Чтобы помочь твоему персонажу ожить, можно разделить развитие персонажа на три этапа:

—     Установить текущие эмоциональные мотивы персонажа
—     Поместить персонажа в контекст
—     Оживить персонажа

Установление внутренней мотивации твоего персонажа

Определение основной цели твоего персонажа – что действительно важно для него – поможет тебе понять, что движет им прямо сейчас и почему его историю действительно стоит рассказать в данный момент его жизни. Без внутренней цели твоя история будет лишена повествовательной арки. Даже хуже – твои персонажи будут выглядеть плоскими.

Вот несколько упражнений на развитие персонажа, которые помогут тебе понять все особенности своего персонажа и укрепить убеждённость в его внутренних целях.


Упражнение № 1: правда освободит твоих персонажей

Большинство из нас помнят игру «правда или действие». Некоторые смело заявляли «действие!» и ждали неизбежно смущающего вызова. Другие рисковали «правдой…?» и нервно ждали, пока противник размышляет над глубоко провокационным вопросом.

Чтобы глубже погрузиться в эмоциональную глубину своего персонажа, задай несколько вопросов – как первостепенных, так и, казалось бы, малозначительных. Можно обратиться к опроснику Пруста – эта анкета может оказаться хорошим источником вдохновения.

Опросник Марселя Пруста

Опросник Марселя Пруста (фр. Questionnaire de Proust) — анкета знаменитого французского писателя Марселя Пруста, своими ответами прославившего такого рода опросники. В дальнейшем «опросником Пруста» стали называть любой набор подобных вопросов, хотя к самому Прусту они не имели уже никакого отношения. Сам Пруст полагал, что, отвечая на эти вопросы, человек раскрывает свою истинную природу. 

1 . Какие добродетели ты ценишь больше всего?

2 . Какой твой самый большой страх?

3 . Какую черту ты больше всего осуждаешь в себе?

4. Какую черту ты больше всего осуждаешь в других?

5. Твоя главная черта?

6. Твоя идея о счастье?

7. Твоя идея о несчастье?

8. Что тебе больше всего не нравится в твоей внешности?

9. Если не собой, то кем тебе хотелось бы быть?

10. Где тебе хотелось бы жить?

11. С какой исторической личностью ты больше всего отождествляешь себя?

12. К каким порокам ты чувствуешь наибольшее снисхождение?

13. К чему ты испытываешь отвращение?

14. Каково твоё текущее состояние души?

15. Что ты считаешь самой переоценённой добродетелью?

16. В каком случае ты лжёшь?

17. Какое качество тебе больше всего нравится в мужчине?

18. Какое качество тебе больше всего нравится в женщине?

19. Твоё любимое изречение?

20. Твои любимые писатели?

21. Когда и где ты был счастлив?

22. Каким талантом ты бы хотел обладать больше всего?

23. Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?

24. Твоё самое большое достижение?

25. Что ты больше всего ценишь в друзьях?

26. Твои герои в реальной жизни?

27. О чём ты больше всего сожалеешь?

28. Как бы ты хотел умереть?

29. Самая большая ценность, которой ты обладаешь?

30. Какой у тебя девиз?


Упражнение № 2: поставь его перед философским выбором

То, как человек реагирует на сложную ситуацию, может быть очень показательно. Как твой персонаж отреагирует, оказавшись перед сложным морально-этическим выбором?Развивай своих персонажей, помещая их в ситуации, когда они сталкиваются с подобной дилеммой.

Для вдохновения можно обратиться к классическим моральным дилеммам (анализируй их с точки зрения твоего персонажа):

• Проблема Робин Гуда

Твой персонаж – очевидец преступления.

Мужчина ограбил банк. Но вместо того, чтобы хранить деньги для себя, он жертвует их детскому дому, который теперь может позволить себе кормить, одевать и заботиться о детях. Вы знаете, кто совершил преступление. Если вы обратитесь к властям с этой информацией, есть большая вероятность, что деньги будут возвращены в банк, а детский дом и его подопечные всё также будут нуждаться. Что сделает твой персонаж?

—        Выдаст грабителя. Деньги вернутся в банк. Конец истории.
—        Будет хранить информацию при себе, потому что деньги пойдут на благое дело.

• Проблема вагонетки

Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы действия твоего персонажа?

—    Ничего не предпринимать. Пять человек умирают.
—    Потянуть рычаг, спасая пять человек, но убивая одного.

Опиши то, что может происходить в голове твоего персонажа, когда он рассматривает возможные последствия своего выбора. Например, если твой персонаж решает не тянуть рычаг в примере с вагонеткой, он может объяснить окружающим, что не было достаточно времени, чтобы добраться до рычага, и притвориться, что он был бессилен что-либо изменить. Если же он склоняется к тому, чтобы потянуть за рычаг, он может убеждать себя и других в том, что целесообразней иметь дело с одной скорбящей семьёй, а не с пятью. Жизнь одного за жизнь многих.


Упражнение № 3: сделать что-то неожиданное

Люди очень устойчивы к изменениям. Чтобы правдоподобно описать личностные перемены персонажа, с ним должно произойти нечто значительное и особенное, то, что однажды существенно его изменило. Это событие не обязательно должно происходить в твоей истории. Как только ты сможешь определить «пределы» своего персонажа, ты сможете определить, что требуется для создания потенциальных изменений в его фундаментальной природе.

В начале «Рождественской песни» Эбенезер Скрудж отчуждает себя от окружающих и испытывает недостаток в эмпатии, даже в отношении своего бедного клерка Боба Крачита, который едва может прокормить своих детей. Однако в конце романа Скрудж предстаёт перед читателями как щедрый и участливый друг. Какое событие изменило этого персонажа и в корне поменяло его характер и отношении к окружающим? Визит призраков прошлого, настоящего и будущего, а также непосредственное знание того, как его действия отрицательно повлияли не только на окружающих, но и на его собственную жизнь.

Для этого упражнения определи, каким может быть этот катализатор изменений, рассматривая ситуации, которые кажутся противоречивыми. Например, если твой персонаж добрый самаритянин, маловероятно, что он совершит преступление. Что должно быть поставлено на карту, чтобы эта невероятная ситуация произошла и чтобы основная часть твоего персонажа изменилась?

Помести своего персонажа в контекст

Главная цель главного героя – причина, по которой история существует для нас, причина, подстёгивающая нас читать и желать узнать, что же будет дальше. Тем не менее, правдоподобный персонаж – это не тот, который возник на странице №1. У правдоподобного персонажа всегда есть влияние внешних факторов и прошлое, которые отражается на его настоящем и сути его внутренних стремлений.

Рассмотрим Магнето из серии X-Men. Он «злодей», один из самых нравственно сложных персонажей в американских комиксах, который считает, что мутанты превосходят человечество и поэтому должны доминировать. Однако путешествие в прошлое Магнето показывает, что он родился в немецко-еврейской семье во время Холокоста, и чудовищное обращение со стороны нацистов заставляет его поверить, что человечество и конфликт неразделимы. Поэтому в ответ на это его целью является защита расы мутантов от подобных злодеяний «любой ценой».

Следующие упражнения по развитию персонажа позволит тебе не только получить более полное представление о жизни твоего персонажа, но и сосредоточиться на значительных событиях, которые повлияли на то, кем является твой персонаж в данный момент времени.


Упражнение № 4: #TBT

#TBT (“Throwback Thursday”) – «Ностальгический четверг», день, когда пользователи выкладывают в Instagram старые фотографии. Возможно, из детства. Например, как кто-то всей семьёй ездил в Диснейлэнд или ходил в поход.

Создай график важных моментов жизни своего персонажа. Ты можешь использовать заметки или большую доску для визуализации его жизни. Ты можешь легко перемещать или добавлять события, пока не почувствуешь, что история твоего персонажа хорошо развита.

После того, как ты закончил график, распределите его на 5-10 лучших моментов, которые сформировали твоего персонажа. Например, если потеря является тематически важной частью твоей книги, возможно, значительная часть прошлого твоего персонажа – это когда он потерял в детстве того, кого очень любил: мать, отца, дедушку и т.д.


Упражнение № 5: метод Гэтсби

В «Великом Гэтсби», прежде чем мы встретим одноимённый персонаж романа, мы слышим о нём. Когда рассказчик Ник Каррауэй впервые посещает одну из знаменитых вечеринок Гэтсби в надежде встретить таинственного миллионера, ему требуется время, чтобы найти его. За это время Ник становится обладателем разнообразной информации о Гэтсби. И хотя неясно, что является фактом или вымыслом – например, слух о том, что Гэтсби однажды убил человека, – мы понимаем, что о нём думают другие персонажи.Как твой персонаж воспринимается другими героями книги – отличный способ дать ему большую глубину. В случае с Гэтсби это даёт ему почти мифический смысл. И поскольку роман продолжается, выясняется, что эта «мифология» является преднамеренной, поскольку сам Гэтсби живёт жизнью как персонаж своего собственного творения.

Чтобы попробовать метод Гэтсби, напиши сцену, в которой твой персонаж присутствует только через откровенные описания других людей.

Реализация твоего персонажа в жизни

После того, как ты разработал внутреннюю мотивацию и внешние влияния, которые управляют внутренней мотивацией твоего персонажа, тебе необходимо выяснить, как ты собираешься передавать эту информацию. Чтобы твой главный герой очень ярко отражался на страницах, без необходимости использования многословной экспозиции, он должен иметь свой собственный голос и отличительную физическую форму, независимо от того, какую перспективу повествования включает в себя твой роман.


Упражнение № 6: сломай лёд

Сколько раз нас спрашивали в той или иной форме: «Итак, расскажите мне о себе?». Это классический вопрос. В наши дни существует огромное разнообразие способов «представить себя» миру с помощью Instagram, Facebook, Twitter и других социальных сетей. И, конечно, мы меняем способ ответа на этот вопрос в зависимости от того, с кем мы разговариваем.

Разберись со своим персонажем и выясни, как он отвечает на вопросы о себе другим, представив, как он будет кратко описывать себя в следующих ситуациях:

—    На собеседовании
—    На первом свидании
—    В компании старых друзей
—    В биографии Twitter и т.д.


Упражнение № 7: меньше разговоров, больше действий

Когда ты встречаешь кого-то, ты не начинаешь разговор с описания своего роста, веса, длинны волос и цвета глаз. Поэтому, пожалуйста, не представляй своего персонажа таким образом читателям. Но как же избежать подробного описания внешности и физической формы, ведь это немаловажно для представления читателем наиболее законченного образа персонажа?

Посмотрим на строчку из «Улисса» Джеймса Джойса: «Говоря это, он в упор посмотрел на Стивена. Лёгкий ветерок пробежал по его лицу, вороша светлую спутанную шевелюру и зажигая в глазах серебряные искорки беспокойства».

Джойс пользуется моментом действия, чтобы пролить свет на внешность Стивена и его тревожное поведение.

Попробуй свои силы в передаче персонажа через действие, сначала написав список физических качеств, которые применимы к твоему персонажу. Затем, имея этот список под рукой, напиши сцену, где что-то происходит – будь то разговор, сражение, приготовление пищи и т.д. Включи ссылки на физическую форму своего персонажа в действии.


Только после того, как ты сам получишь полное представление о собственном герое, он станет убедительным и реалистичным персонажем на страницах твоей книги. Как писал Рэй Брэдбери в «Дзен в искусстве написания книг»: «Сюжет – это не более чем следы, оставленные на снегу после того, как ваши персонажи пробежали по пути в невероятные места».

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Добавить комментарий